Ну вот если конкретно, то что нужно доносить до ребенка в рамках предмета “литература”? Какие знания на выходе?
Ну кроме очевидного – человек должен прочитать вот этот список книг, в них все нужное написано. Понимаю. Прочитает. Что-то выучит наизусть.
Можно обсудить по ходу чтения задачи, которые автор ставил перед собой при написании. Что может быть глубоко философское произведение, написанное довольно тяжелым языком. Что может быть просто очень красивый язык. Это не изучать же, а просто вот читать, иногда вслух и сравнивать.
А в чем смысл предмета “литература”?
Да, и вот как “работать с текстом”? И зачем?
Я понимаю вот работать с текстом учебника, например. Кому мало школьного, у меня есть разные. “Сигнализация в сетях связи”, например. Или какие-нибудь “Протоколы конвергентных сетей”. Кому мало по-русски, есть в английском варианте.
Тут понятно и как работать с текстом, и, главное, зачем.
А зачем работать с текстом художественного произведения?
Ну кроме очевидного – человек должен прочитать вот этот список книг, в них все нужное написано. Понимаю. Прочитает. Что-то выучит наизусть.
Можно обсудить по ходу чтения задачи, которые автор ставил перед собой при написании. Что может быть глубоко философское произведение, написанное довольно тяжелым языком. Что может быть просто очень красивый язык. Это не изучать же, а просто вот читать, иногда вслух и сравнивать.
А в чем смысл предмета “литература”?
Да, и вот как “работать с текстом”? И зачем?
Я понимаю вот работать с текстом учебника, например. Кому мало школьного, у меня есть разные. “Сигнализация в сетях связи”, например. Или какие-нибудь “Протоколы конвергентных сетей”. Кому мало по-русски, есть в английском варианте.
Тут понятно и как работать с текстом, и, главное, зачем.
А зачем работать с текстом художественного произведения?
Есть тексты, которые нужно анализировать и очень внимательно. И да, над этим вопросом я билась еще в начальной школе, потому что неумение понять условие задачи – это кранты. Билась, невзирая на все сопротивления. Чтобы любое условие мог анализировать и правильно понимать. Любое.
С учебными, научными и прочими текстами тоже все понятно. Тоже учу и буду учить.
В том числе и тому, чему в школе принципиально учить не будут. Все же курс источниковедения у меня в анамнезе есть, поэтому как правильно читать газеты (слушать радио, смотреть телевизор, читать новости в соцсетях) этому я учить буду. Но не прямщас все же…
А вот с анализом художественного текста у меня как раз и есть непонятки. Т.е. анализировать текст как источник – это пожалуйста. Анализировать на тему “какая проблема поднимается данным текстом” – это тоже, но, имхо, это не этого возраста задача.
Хотя, вот для интереса я ему ту ссылку про Муму кинула. Ребенок прочитал и ожидаемо ничего не понял. И я не вижу ни необходимости, ни возможности ему сейчас что-то из этого объяснять. В конце концов Керкьегор, ссылки на которого идут в этой статье, не для пятого класса писал. И Тургенев, между прочим, тоже.
Это, кстати, еще один вопрос – а чем, собственно, обусловлен выбор литературы для изучения в том или ином классе…
С учебными, научными и прочими текстами тоже все понятно. Тоже учу и буду учить.
В том числе и тому, чему в школе принципиально учить не будут. Все же курс источниковедения у меня в анамнезе есть, поэтому как правильно читать газеты (слушать радио, смотреть телевизор, читать новости в соцсетях) этому я учить буду. Но не прямщас все же…
А вот с анализом художественного текста у меня как раз и есть непонятки. Т.е. анализировать текст как источник – это пожалуйста. Анализировать на тему “какая проблема поднимается данным текстом” – это тоже, но, имхо, это не этого возраста задача.
Хотя, вот для интереса я ему ту ссылку про Муму кинула. Ребенок прочитал и ожидаемо ничего не понял. И я не вижу ни необходимости, ни возможности ему сейчас что-то из этого объяснять. В конце концов Керкьегор, ссылки на которого идут в этой статье, не для пятого класса писал. И Тургенев, между прочим, тоже.
Это, кстати, еще один вопрос – а чем, собственно, обусловлен выбор литературы для изучения в том или ином классе…
Если рассматривать литературу абсолютно вровень с музыкой и изобразительными искусствами, то все становится намного понятней, мне лично.
Тогда да, показать мастеров, показать их приемы.
Но, блин, опять же, набор текстов тогда очень загадочный получается в программе. И да, в лошадином объеме.
И работа литературным критиком. Тоже вот – зачем и кому это надо???
И, кстати, а почему именно литературным? Большинство тех текстов, которые воткнуты в школьную программу, вполне можно изучить с точки зрения историка, например. Или проанализировать философскую концепцию, стоящую за этим произведением. Правда, не в пятом классе же…
В общем, все равно не дано мне постичь смысла данного предмета…
Тогда да, показать мастеров, показать их приемы.
Но, блин, опять же, набор текстов тогда очень загадочный получается в программе. И да, в лошадином объеме.
И работа литературным критиком. Тоже вот – зачем и кому это надо???
И, кстати, а почему именно литературным? Большинство тех текстов, которые воткнуты в школьную программу, вполне можно изучить с точки зрения историка, например. Или проанализировать философскую концепцию, стоящую за этим произведением. Правда, не в пятом классе же…
В общем, все равно не дано мне постичь смысла данного предмета…
Ну хорошо, не с точки зрения историка, а с точки зрения философа. Не любую литературу, да. Но ведь некоторые литературные произведения (вот, в частности, графа Льва Николаевича) только эту ценность имеют. Ну ладно, скажем мягче, в основном эту ценность.
Я, в принципе, могу эту мысль показать и проиллюстрировать, и даже подвести к ней.
Но не пятиклассника же!
Искусство, оно, на самом деле не про эмоции, а про идеи. Выраженные разными способами. Ну да, и через обращение к эмоциям в том числе. Разные творцы могут к очень разным эмоциям обращаться и еще и очень по-разному. В принципе, эту идею я могу начать иллюстрировать уже потихоньку сейчас, но тут я тоже именно в литературе в большей степени пас.
А глядя в учебник по литературе просто в ступор впадаю.
Я, в принципе, могу эту мысль показать и проиллюстрировать, и даже подвести к ней.
Но не пятиклассника же!
Искусство, оно, на самом деле не про эмоции, а про идеи. Выраженные разными способами. Ну да, и через обращение к эмоциям в том числе. Разные творцы могут к очень разным эмоциям обращаться и еще и очень по-разному. В принципе, эту идею я могу начать иллюстрировать уже потихоньку сейчас, но тут я тоже именно в литературе в большей степени пас.
А глядя в учебник по литературе просто в ступор впадаю.