Во-первых, ребенок смотрит лекции на интернетурок. Потому что, раз есть лекции, то зачем я буду лишний раз себя утруждать?
Потом я внимательно изучаю учебник и смотрю, что там нужное и важное. В биологию мы посмотрели, увидели там микроскоп. Боря вспомнил, что у него есть и даже вспомнил где. Достал этот крошечный микроскоп (бабушка подарила я-то хотела ребенку более-менее приличный купить, а тут бабушка с этой дрянью, другой уже не купить…). Полтора часа мы потратили на то, чтобы добиться в этом микроскопе хоть какого-нибудь изображения. Удалось. Посмотрели на прилагающиеся к нему стеклышки с хлопком, шелком и еще чем-то. Заодно был арбуз, кем-то подаренный, поэтому Боря именно что арбуз и хотел посмотреть в микроскоп. В учебнике, кстати, именно этот опыт. Еще полчаса потратили на то, чтобы сообразить, есть ли у нас стеклышки, найти их (в наборе “Юный химик”, если что), помыть, засунуть туда срез арбуза. Посмотрели на арбуз под микроскопом. Боря удовлетворился, поэтому кожицу лука мы смотреть уже не стали. Поверили авторам учебника на слово, что в нормальном микроскопе она выглядит вот так, как нарисовано.
Потом я смотрела в учебник и задавала Боре вопросы. Разные, какие считала нужными. Разобрали так первые две части. Потом сдали по ним триместровую работу.
Собственно, все. Вместе с поиском и настройкой микроскопа и поиском стеклышек биология за первый триместр пятого класса заняла часа четыре.
География. Географию я начала еще до появления учебников. У меня был некий учебный план (куда я его, интересно, дела?), в котором было написано, что сначала обсуждаются методы географического исследования и история географии.
Дело было в начале сентября, еще лето, кто помнит, в этом году. Поэтому мы разлагались на улице. Я что-то там вещала довольно долго. Все 10 методов (в учебнике, кстати, их меньше указано) разобрали. Попробовали даже заучить. Главное, что разобрали. Поговорили о том, из чего и зачем возникла география. Рисовали мелками на веранде, наблюдали за солнцем, вспоминали разное.
Дальше Боря смотрел интернетуроки в какой-то момент.
А потом сдал несколько подряд контрольных по географии, включая триместровую. Сам.
Правда, потом я посмотрела в учебник и выяснила, что он много прошел мимо и надо повторять и разбираться. Ну вот, как только собралась это делать, как потеряли теперь учебник по географии.
А. Еще он писал олимпиаду по географии. Там было много про великие географические открытия, кстати. Еще раз повторил.
И в какой-то момент в математике попалась задача с географическими координатами, из которой стало ясно, что про координаты ребенок знает плохо и мало понимает.
Математику отложили и еще час разбирались с координатами. Какие бывают, где посмотреть, в чем считаются и все такое.
В общем, пока можно сказать, что занимаемся мы совершенно бессистемно и вообще-то очень халявно. В общем, ни разу не образцы для подражания.