Русский язык у нас всегда идет последним в день, потому что заканчивается ржанием и валянием под столом…
На самом деле грустно. Потому что такую реакцию вызывает чтение мною вслух того, как я поняла написанное. Попробовать что ли отсканировать этот ужас?
Но я все равно пока не готова вводить чистописание.
А из серьезного – мы сейчас начали тему “Синтаксис и пунктуация”.
Что такое синтаксис? Это наука о том, как связываются слова в разумные предложения и тексты. Давай смотреть, как в английском. Там смысл предложения жестко завязан на порядке слов. Так? Так. Cats eat mice or mice eat cats. Слова одинаковые, смысл меняется от места в предложении. А как в русском? В русском есть согласования.
Чем согласовываются, за счет чего…
Пунктуация. Наука о расстановке знаков препинания. Ну тут примеров много, начиная с классического “казнить нельзя помиловать”. Довольно много весьма симпатичных примеров и заданий в учебнике.
Как я провожу занятия по русскому в целом. Ну вот примерно так. Смотрю в учебник, понимаю, что вот есть такая тема, опять же, определения даны и некоторые задания и упражнения. Смотрю, можно ли что-то использовать для объяснения из того, что дано, или лучше придумать самой.
Смотрю, что есть посимпатичнее для закрепления материала.
Ну в конце занятия наше коронное: ты пишешь, я пытаюсь прочитать. Пока не получится… Раз в неделю сочинение или изложение. Раз в неделю диктант. Т.е. новые темы (хотя до этого вообще почти все было повторение) три раза в неделю.
Грамматику языков вообще всегда хорошо разбирать в сравнении, тогда гораздо интереснее и намного понятнее, ну мне так кажется.
С орфографией когда работали, в сравнение брали белорусский. Не то, чтобы кто-то из нас его знает, но некоторые особенности белорусского мы даже по вывескам в прошлом году себе отметили. Вот как раз и отметили именно потому, что прямо резко по принципам построения от русского отличается. Хотя, в общем, догадаться всегда можно.
Интересно, что в олимпиаде по русскому языку было аж три задания про белорусский язык. Тоже было очень в тему потом обсудить.
Я сейчас поняла, что, пожалуй, надо несколько упорядочивать наши занятия, вести если не планирование, то отчетность, это сильно помогает не растекаться совсем уж мысею по древу, а держать хоть какое-то направление и видеть хоть какую-то цель.
Сейчас вот буду сидеть и стараться формулировать цели.